Материалы к роману "Преступление и наказание"
Публикации
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томаx. Т.7. Ленинград: Наука, 1973 . С. 91-92
,
Центрархив. Из архива Достоевского Преступление и наказание. Неизданные материалы. Подготовил к печати И. И. Гливенко. М.—Л., ГИХЛ, 1931. С. 90
,
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / изд. подгот. Л. Д. Опульскаяи Г. Ф. Коган. М.: Наука, 1970 (Сер. «Литературные памятники».). С. 500.
,
ПСС-35: VII, c. 120.
Датировка страницы
[1864-1866]
[1864-1866]
Размер
170х210
170х210
Комментарий
Отчего когда мать читала Евангелье: Талифакуми - "Талифа куми" (в другом варианте - "Талита кум") (др.-евр. טליתא קומי) - арамейское обращение Христа к двенадцатилетней дочери Иаира - начальника синагоги в Капернауме. Согласно евангельскому преданию, Иаир попросил Иисуса спасти его ребенка - девочка была при смерти. Когда Христос с несколькими приближенными пришел в дом Иаира, она была объявлена мертвой, однако Иисус объявил ее всего лишь спящей. Эти слова вызвали смех нескольких собравшихся. Тогда Христос взял девицу за руку и произнес "Талифа куми" - "Встань и иди". Дочь Иаира воскресла, что стало одним из важнейших чудес Иисуса. Следует отметить, что притча встречается в трех евангелиях - от Матфея (Мф. 9:18-26), от Марка (Мк. 5:22-43) и от Луки (Лк. 8:40-56), но знаменитые слова Иисус произносит только в пересказе Марка (Мк. 5:41). Переосмысление смерти как сна стало символом грядущего торжества духа над небытием. В 1546 г. библейский сюжет был перенесен на холст Паоло Веронезе, а в 1871 г., уже много позже выхода в свет "Преступления и наказания", большую известность приобретут картины "Воскрешение дочери Иаира", написанные И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым для конкурса Академии художеств. Исследователи обращали внимание, что оба художника наполнили хрестоматийный и типично академический сюжет глубоко личным содержанием, подчеркнув гуманное, человеческое начало Христа и связанной с ним легенды, признавали это и авторы картин (см. Копшицер М. И. Поленов. М., 2010. С. 42. Репин И. Е. Далекое близкое. М., 1953. С. 449). Библейский сюжет был по-особому дорог и Достоевскому, на что указывает автобиографический характер комментируемой записи (см. ПСС-35, VII, 775). Спустя несколько лет евангельский образ приобретет для писателя поистине трагический смысл в связи со смертью трехмесячной дочери Софьи 12 (24) мая 1868 г. в Женеве. Об этом, в частности, писал В. В. Розанов, правда, ошибочно указав вместо 1868-го 1862 год (см. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского [1891] // Розанов В. В. Полное собрание сочинений: В 35 т. Сер. "Литература и художество": В 6 т. Т. 1. СПб., 2014. С. 74).
Как известно, в окончательной редакции "Преступления и наказания" мотив воскрешения вводится другой евангельской притчей - о воскрешении Лазаря. Тем не менее она появляется в других романах Достоевского. В романе "Идиот" Ипполит Терентьев цитирует это место в своем "Необходимом объяснении", передавая свои мысли при виде репродукции "Тела мертвого Христа в гробу" Ганса Гольбейна Младшего: "Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как одолеть их, когда не победил их теперь даже тот, который побеждал и природу при жизни своей, которому она подчинялась, которой воскликнул: "Талифа куми", - и девица встала, "Лазарь, гряди вон", - и вышел умерший?" (ПСС-35, VIII, 376-377). В другой раз слова Евангелия от Марка возникают в поэме Ивана Карамазова о Великом инквизиторе, где Христос повторяет чудо воскрешения ребенка (ПСС-30, XIV, 227). Отголоски этого же сюжета М. С. Альтман отмечал в сцене общения Лизы Хохлаковой и старца Зосимы (см. Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975. С. 179).
Литературоведы и философы, анализировавшие евангельские мотивы и образы в творчестве Достоевского, сходились в одном: чудо воскрешения девочки, в Библии знаменующее собой победу над смертью, у Достоевского знаменует сомнение, отчаяние, протест против трагичной участи человека (см. Глинка [Волжский] А. С. Религиозно-нравственная проблема у Достоевского // Глинка [Волжский] А. С. Собрание сочинений в трех книгах. Кн. I: 1900–1905. М., 2005. C. 641-643. Шестов Л. И. Преодоление самоочевидностей (К столетию рождения Ф. М. Достоевского) // Шестов Л. И. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 73-74. Чирков Н. М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеи. Образы. М., 1967. С. 133-134). М. Б. Плюханова рассматривает библейскую цитату в системе сквозных мотивов и проблем, внутри которой сосуществуют герои "Преступления и наказания", "Идиота", "Братьев Карамазовых" (см. Плюханова М. Б. О значении параллельных сцен и сквозных мотивов в "сверхромане" Ф. М. Достоевского: поиски метода между Иннокентием Анненским и "новой критикой" // Русская литература. 2020. № 3. С. 90-91). Косвенно споря с Л. Шестовым, Б. Н. Тихомиров полагает, что именно неразрешимость противоречия между чудесным и бренным, божественным и человеческим прокладывает дорогу к пониманию истинного смысла христианства, служит пробным камнем веры и самопознания для героев Достоевского (см. Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 11. СПб., 1994. C. 113-115). Р. Г. Назиров обращает внимание, что, хотя притча о дочери Иаира была заменена в "Преступлении и наказании" сюжетом о Лазаре, писатель сохранил суть библейского сюжета: смерть преодолевается воскрешением, подобно тому, как духовная смерть Раскольникова будет преодолена его покаянием, нравственным возрождением (см. Назиров Р. Г. К вопросу о генезисе образа Раскольникова // Назиров Р. Г. Неизданные труды о романе «Преступление и наказание». Уфа, 2017. С. 60-62).
Отчего когда мать читала Евангелье: Талифакуми - "Талифа куми" (в другом варианте - "Талита кум") (др.-евр. טליתא קומי) - арамейское обращение Христа к двенадцатилетней дочери Иаира - начальника синагоги в Капернауме. Согласно евангельскому преданию, Иаир попросил Иисуса спасти его ребенка - девочка была при смерти. Когда Христос с несколькими приближенными пришел в дом Иаира, она была объявлена мертвой, однако Иисус объявил ее всего лишь спящей. Эти слова вызвали смех нескольких собравшихся. Тогда Христос взял девицу за руку и произнес "Талифа куми" - "Встань и иди". Дочь Иаира воскресла, что стало одним из важнейших чудес Иисуса. Следует отметить, что притча встречается в трех евангелиях - от Матфея (Мф. 9:18-26), от Марка (Мк. 5:22-43) и от Луки (Лк. 8:40-56), но знаменитые слова Иисус произносит только в пересказе Марка (Мк. 5:41). Переосмысление смерти как сна стало символом грядущего торжества духа над небытием. В 1546 г. библейский сюжет был перенесен на холст Паоло Веронезе, а в 1871 г., уже много позже выхода в свет "Преступления и наказания", большую известность приобретут картины "Воскрешение дочери Иаира", написанные И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым для конкурса Академии художеств. Исследователи обращали внимание, что оба художника наполнили хрестоматийный и типично академический сюжет глубоко личным содержанием, подчеркнув гуманное, человеческое начало Христа и связанной с ним легенды, признавали это и авторы картин (см. Копшицер М. И. Поленов. М., 2010. С. 42. Репин И. Е. Далекое близкое. М., 1953. С. 449). Библейский сюжет был по-особому дорог и Достоевскому, на что указывает автобиографический характер комментируемой записи (см. ПСС-35, VII, 775). Спустя несколько лет евангельский образ приобретет для писателя поистине трагический смысл в связи со смертью трехмесячной дочери Софьи 12 (24) мая 1868 г. в Женеве. Об этом, в частности, писал В. В. Розанов, правда, ошибочно указав вместо 1868-го 1862 год (см. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского [1891] // Розанов В. В. Полное собрание сочинений: В 35 т. Сер. "Литература и художество": В 6 т. Т. 1. СПб., 2014. С. 74).
Как известно, в окончательной редакции "Преступления и наказания" мотив воскрешения вводится другой евангельской притчей - о воскрешении Лазаря. Тем не менее она появляется в других романах Достоевского. В романе "Идиот" Ипполит Терентьев цитирует это место в своем "Необходимом объяснении", передавая свои мысли при виде репродукции "Тела мертвого Христа в гробу" Ганса Гольбейна Младшего: "Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как одолеть их, когда не победил их теперь даже тот, который побеждал и природу при жизни своей, которому она подчинялась, которой воскликнул: "Талифа куми", - и девица встала, "Лазарь, гряди вон", - и вышел умерший?" (ПСС-35, VIII, 376-377). В другой раз слова Евангелия от Марка возникают в поэме Ивана Карамазова о Великом инквизиторе, где Христос повторяет чудо воскрешения ребенка (ПСС-30, XIV, 227). Отголоски этого же сюжета М. С. Альтман отмечал в сцене общения Лизы Хохлаковой и старца Зосимы (см. Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975. С. 179).
Литературоведы и философы, анализировавшие евангельские мотивы и образы в творчестве Достоевского, сходились в одном: чудо воскрешения девочки, в Библии знаменующее собой победу над смертью, у Достоевского знаменует сомнение, отчаяние, протест против трагичной участи человека (см. Глинка [Волжский] А. С. Религиозно-нравственная проблема у Достоевского // Глинка [Волжский] А. С. Собрание сочинений в трех книгах. Кн. I: 1900–1905. М., 2005. C. 641-643. Шестов Л. И. Преодоление самоочевидностей (К столетию рождения Ф. М. Достоевского) // Шестов Л. И. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 73-74. Чирков Н. М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеи. Образы. М., 1967. С. 133-134). М. Б. Плюханова рассматривает библейскую цитату в системе сквозных мотивов и проблем, внутри которой сосуществуют герои "Преступления и наказания", "Идиота", "Братьев Карамазовых" (см. Плюханова М. Б. О значении параллельных сцен и сквозных мотивов в "сверхромане" Ф. М. Достоевского: поиски метода между Иннокентием Анненским и "новой критикой" // Русская литература. 2020. № 3. С. 90-91). Косвенно споря с Л. Шестовым, Б. Н. Тихомиров полагает, что именно неразрешимость противоречия между чудесным и бренным, божественным и человеческим прокладывает дорогу к пониманию истинного смысла христианства, служит пробным камнем веры и самопознания для героев Достоевского (см. Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 11. СПб., 1994. C. 113-115). Р. Г. Назиров обращает внимание, что, хотя притча о дочери Иаира была заменена в "Преступлении и наказании" сюжетом о Лазаре, писатель сохранил суть библейского сюжета: смерть преодолевается воскрешением, подобно тому, как духовная смерть Раскольникова будет преодолена его покаянием, нравственным возрождением (см. Назиров Р. Г. К вопросу о генезисе образа Раскольникова // Назиров Р. Г. Неизданные труды о романе «Преступление и наказание». Уфа, 2017. С. 60-62).